Сегодня 18 декабря 2017г.
Антикризисное управление по системе ОРГО Антикризисное управление по системе ОРГО Антикризисное управление по системе ОРГО Антикризисное управление по системе ОРГО
Антикризисное управление по системе ОРГО Антикризисное управление по системе ОРГО Антикризисное управление по системе ОРГО Антикризисное управление по системе ОРГО
Антикризисное управление по системе ОРГО Антикризисное управление по системе ОРГО Антикризисное управление по системе ОРГО Антикризисное управление по системе ОРГО
Антикризисное управление по системе ОРГО Антикризисное управление по системе ОРГО Антикризисное управление по системе ОРГО Антикризисное управление по системе ОРГО
Антикризисное управление по системе ОРГО Антикризисное управление по системе ОРГО Антикризисное управление по системе ОРГО Антикризисное управление по системе ОРГО
                главная
                спектр услуг
                ноу-хау
                статьи
                история
                наши партнёры
                форум
                контакты

Задай свой вопрос специалисту "ОРГО"!


Версия для печати     Печатать


Главная » Статьи » Консалтинг в российской практике

Консалтинг в российской практике


ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ КОНСАЛТИНГА

Консалтинг — это процесс, в рамках которого внешний по отношению к предприятию специалист делится своими знаниями, опытом и содействует проведению реальных улучшений на предприятии. Другими словами, консалтинг — это помощь, оказываемая внешними консультантами, в решении той или иной задачи.

Круг проблем, решаемых консалтингом, очень разнообразен: от набора персонала до комплексной реструктуризации предприятия. Соответственно, специализация консалтинговых компаний может существенно различаться. Выделим основные виды консалтинга:

  • финансовый, в т.ч. налоговый консалтинг и аудит;
  • юридический консалтинг;
  • консалтинг по вопросам управления производством;
  • консалтинг по вопросам использования информационных технологий в управлении (IT-консалтинг);
  • консалтинг по вопросам управления человеческими ресурсами;
  • управленческий консалтинг;
  • инвестиционный консалтинг.

В рамках управленческого консалтинга консультанты помогают установить четкие ответы на вопросы «что делать?» (разработка концепции деятельности и стратегии развития) и «как делать?» (программа повышения продуктивности в рамках уже выбранной стратегии). Суть инвестиционного консультирования предполагает ответ на вопрос где и как взять деньги для реализации тех или иных инвестиционных программ в рамках выбранной стратегии.

Важно понимать, что услуги консультантов — это товар для руководителей и собственников, т.е. тех людей, которые реально принимают ключевые решения.

ПОЧЕМУ СУЩЕСТВУЕТ СПРОС НА КОНСАЛТИНГОВЫЕ УСЛУГИ

Консультанты — неотъемлемая черта научно-технического прогресса, когда организация сталкивается с таким огромным объемом информации, что сделать самостоятельно правильный выбор становится очень трудно. В России, как и во многих странах с переходными экономиками, для которых характерна высокая степень нестабильности экономических процессов, огромное количество предприятий, которым необходимы услуги консультантов по управлению и инвестициям.

ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

  • Собственники и менеджеры не рассматривают предприятия с точки зрения «повышения стоимости бизнеса»; они не знают подходов к определению стоимости и не могут определить, какие факторы в наибольшей степени влияют на стоимость бизнеса.
  • Отсутствует четкая стратегия развития, усилия распылены по многим направлениям, которые очень часто несовместимы друг с другом, что не позволяет сконцентрироваться на главных конкурентных преимуществах.
  • Система маркетинга либо отсутствует, либо недостаточно эффективна. Предприятие стремится «произвести лучший продукт», в то время как во всем мире уже давно принят на вооружение тезис «создать лучшую систему продаж».
  • Топ-менеджеры предприятия не работают в режиме единой команды, объединенной общей концепцией и стратегией развития. Многие из них добились серьезных успехов в советские годы или в первые годы реформ, однако не имеют необходимой квалификации для успешной работы в условиях нормальной рыночной экономики.
  • Система планирования и контроля на предприятии разрозненна, многие процедуры и функции дублируются, процесс постановки задач и контроля над их исполнением является формальным.
  • Менеджеры не ставят максимальных задач, основанных на конкурентных преимуществах предприятия. В результате конкуренты, проводящие более агрессивную политику, вытесняют предприятие из данного сегмента рынка, или это может произойти в ближайшее время.
  • На предприятии существует дефицит квалифицированных кадров, менеджмент и среднее звено «говорят на разных языках», наиболее ценные кадры переманиваются конкурентами.
  • Отсутствует или недостаточно эффективен механизм принятия обоснованных решений о выделении средств на те или иные инвестиционные программы.
  • Структура капитала предприятия не оптимальна, активы избыточны, финансовые службы имеют неправильное представление об источниках и механизмах привлечения финансирования и не используют их для реализации серьезных инвестиционных программ.

Вместе с тем, за годы реформ в России сформировалась так называемая «новая экономика», состоящая из незначительного количества успешно действующих предприятий. Именно они являются «локомотивом» и  ключевыми точками роста нашей экономики. Лучшие из них добиваются доминирующего положения не только на внутреннем рынке, но и за рубежом.

ОСНОВНЫЕ ДОСТОИНСТВА УСПЕШНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

  • Четкая концепция деятельности и стратегия развития, основанные на конкурентных преимуществах.
  • Управление компанией происходит по четко поставленным целям в соответствии со стратегическим и оперативным планом маркетинга.
  • Высокая квалификация, навыки и опыт успешного управления у топ-менеджеров компании.
  • Оптимальная организационная структура, где каждый сотрудник твердо знает свои задачи, полномочия и ответственность.
  • Эффективная система управления продажами, позволяющая продуктам компании сохранять лидирующие позиции на рынке.
  • Эффективная система управления закупками, которая обеспечивает отлаженный производственный процесс и минимизирует издержки.
  • Эффективное управление персоналом, наличие системы мотивации, позволяющей иметь лучший кадровый состав.
  • Отлаженная система контроллинга и управленческого учета.

Таким образом, реально существует конкретный опыт построения успешно действующих предприятий. Этот опыт базируется на лучших образцах западных и российских флагманов в конкретных направлениях бизнеса. Именно такой опыт, учитывающий все тенденции мирового развития, накапливают, анализируют и развивают консультанты по управлению и инвестициям. Внедряя свой уникальный опыт в рамках сотрудничества с российскими предприятиями, консультанты реально способствуют экономическому росту и промышленному развитию в нашей стране. Смотреть вперед и дальше — главное условие выживания компаний в бурном море перемен, в котором консалтинговые фирмы играют роль путеводителя.

10 ПРИЧИН ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ РАБОТАТЬ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КОНСУЛЬТАНТАМИ

КОНСУЛЬТАНТЫ:

  • Обладают специфическими теоретическими и прикладными знаниями, которыми не владеют сотрудники обычных компаний.
  • Имеют уникальный опыт, полученный в процессе работы с другими клиентами.
  • Дают объективную непредвзятую оценку текущей ситуации на предприятии.
  • Выявляют общие тенденции развития предприятия и отделяют главное от второстепенного.
  • Вырабатывают для руководителей необходимые аргументы и способы убеждения при взаимодействии с подчиненными, а также для обоснования и/или критической оценки уже принятых решений.
  • Помогают сфокусировать внимание на конкурентных преимуществах предприятия и получить свежие идеи.
  • Выявляют дополнительные резервы для дальнейшего развития компании.
  • В процессе консультирования повышают квалификацию сотрудников предприятия.
  • Добиваются существенно большего взаимопонимания между ключевыми сотрудниками.
  • Инициируют позитивные изменения «изнутри» компании за счет консолидации усилий основного кадрового ядра.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ НАЧАТЬ РАБОТУ С КОНСУЛЬТАНТОМ

Решение о реформировании (реструктуризации) предприятия является серьезным и ответственным шагом, требующим, прежде всего, консолидации усилий внутри самого предприятия. Успех преобразований во многом зависит от того, насколько открытым, конструктивным и доброжелательным будет сотрудничество между руководством предприятия и консультантами. Учитывая данное обстоятельство, прежде, чем провести первые переговоры с консультантами, весьма желательно иметь представление об основных принципах их работы:

  • Несмотря на то, что предприятие нанимает консультантов на определенных коммерческих условиях, профессиональные консультанты всегда дают объективную непредвзятую оценку текущей ситуации. Консультанты, как и врачи, не скрывают проблемы и всегда имеют собственную независимую позицию по ключевым вопросам. Если Вы еще не готовы к проведению реальных изменений, если Вам реально не нужна объективная информация о Вашем предприятии, лучше отложить сотрудничество с консультантами.
  • Консультанты не вмешиваются в оперативное управление предприятием и не занимаются текущими вопросами, связанными с деятельностью предприятия. По этой причине консультанты не могут принять ответственность за успешное внедрение разработанных ими рекомендаций и не могут гарантировать окончательного успеха преобразований. В истории консультирования отмечены тысячи случаев, когда отличные отчеты консультантов были похоронены в столах руководителей и никогда не воплощены в жизнь, хотя формально и приняты. Ответственность за конечный успех лежит на собственниках и менеджерах предприятий. Гарантии со стороны консультанта заключаются в его высокой репутации, рекомендациях других успешных компаний, которые добились весомых результатов, следуя рекомендациям консультантов.
  • Консультанты неукоснительно соблюдают кодекс этики и профессионального поведения. Вопрос о конфиденциальности обязательно оговаривается с клиентом в процессе обсуждения текста договора. Консультант не упоминает даже имени клиента без его согласия.
  • Консультанты следуют принципу «семь раз отмерь, один раз отрежь» и не предлагают резких изменений на предприятии. Напротив, профессиональные консультанты всегда проводят взвешенную, последовательную политику, базирующуюся на тщательном анализе ситуации. Именно поэтому взаимодействие предприятия с консультантом начинается с предварительных этапов — экспресс-диагностики или специализированного тренинга, которые становятся отправной точкой для выработки направлений нашего дальнейшего сотрудничества. Предварительные этапы не требуют существенных финансовых затрат со стороны предприятия и позволяют менеджерам принять решение о необходимости дальнейшего взаимодействия.
  • Процессы реформирования и привлечения инвестиций всегда очень сложны и требуют учета специфики конкретного предприятия. Именно поэтому консультанты по управлению и инвестициям заранее не могут иметь готового «прайс-листа» на комплексные услуги. Детальное техническое и финансовое предложения могут быть подготовлены только после завершения предварительных этапов сотрудничества. Календарный план и финансовые условия могут неоднократно корректироваться на стадии обсуждения деталей договора.
  • При определении стоимости консалтинговых услуг общепринято в мировой практике использовать ставку работы конкретного специалиста в единицу времени (человеко-день, человеко-час и т.п.). В техническом и финансовом предложении консалтинговая фирма указывает, каких специалистов предполагается использовать для реализации проекта, и сколько времени (например, в человеко-днях) будет ими затрачено на проведение работ. Ставки консультантов варьируются в зависимости от их опыта и специализации. Ставка консультанта не является его личным доходом. В нее, помимо личного гонорара консультанта, заложены косвенные и накладные расходы консалтинговой фирмы (за исключением командировочных расходов), и необходимая норма прибыли. Средняя ставка работы консультанта, представляющего консалтинговую фирму, тем выше, чем выше имидж и репутация данной фирмы, ее профессионализм и качество оказываемых услуг.
  • Услуги профессиональных консультантов всегда направлены на достижение реальных улучшений на предприятии. Консультанты принимают реальное участие в работе по внедрению рекомендаций, работая с предприятием в режиме долгосрочного сотрудничества.
  • Не только внедрить, но и разработать эффективные рекомендации невозможно без активного участия специалистов предприятия. В рамках оказания консультационных услуг создается смешанная рабочая группа, состоящая из консультантов и наиболее инициативных сотрудником предприятия, способных генерировать свежие интересные идеи и решения на благо развития своей компании.
  • Собственники и руководство предприятия всегда будут иметь исчерпывающую информацию о ходе работ в рамках оказания консалтинговых услуг. Они не только будут получать промежуточные и итоговые отчеты, в обязательном порядке предусмотренные календарным планом проведения работ, но в любой удобный для них момент смогут получить необходимые комментарии и разъяснения от директора проекта.

Серьезные проекты, связанные с стратегии развития, повышением продуктивности операций, привлечением финансирования, не могут быть реализованы без определенных затрат со стороны предприятия. Однако эффект и результаты, которые будут достигнуты, с лихвой окупят финансовые, интеллектуальные и иные издержки. Комплексный подход к решению проблем на основе лучшего российского и зарубежного опыта позволяет совершить качественный скачок в развитии и получить реальные конкурентные преимущества в своем направлении бизнеса.



услуги для бизнеса - Услуги разные